Виктор Васильев
Святая Мария Гатчинская
В истории русской святости имя преподобномученицы Марии Гатчинской стоит рядом с именами Ксении Петербургской и Матроны Московской. Кроме великих даров Божиих, посланных святой от Бога, она была ещё и твёрдой исповедницей чистоты Православия в годы гонений...
В 1981 году, Русской православной Зарубежной Церковью была прославлена в лике Новомучеников и исповедников Российских преподобномученица Мария Гатчинская. А в 2006 году, она была канонизирована и на Родине. Произошло это событие в день памяти Святых Царственных мучеников, память которых святая благоговейно чтила.
А ещё через год на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга были обретены святые мощи мученицы, которые сейчас пребывают в Гатчинском Павловском кафедральном соборе.

Рака со святыми мощами м.Марии Гатчинской в Гатчинском Павловском кафедральном соборе
Всё это стало возможным благодаря трудам Гатчинского благочиния по сбору архивных материалов и живых свидетельств современников о жизни святой. Этой работой, продолжавшейся три года, руководил благочинный протоиерей Владимир Феер.
"Иные из них не знали обвинителей, не видали судилищ…, но безвременно ночью похищены насильственно, сосланы <…>, и злостраданиями, какие должны были терпеть в пустыне, доведены до смерти".

Свт. Василий Великий
Преподобномученица Мария Гатчинская (1874- +1932)

В истории русской святости имя преподобномученицы Марии Гатчинской стоит в одном ряду с именами таких святых, как святые блаженные Ксения Петербургская и Матрёна Московская. Поражённая ещё в юности тяжелым неизлечимым недугом, святая страдалица стяжала благодатные дары утешения, прозорливости и молитвенной помощи скорбящим и страждущим. Почитание м.Марии ещё при жизни было настолько велико, что место её молитвенного подвига стало местом паломничества верующих со всех концов России. Уже тогда, в годы безбожного лихолетья, её именовали не иначе, как «святая мать Мария», настолько очевидными были её духовные дарования и чудеса, являемые по её молитвам.
Метрика о крещении Лидии Леляновой
Детство и юность

В 1874 году в Санкт-Петербурге, неподалеку от Новодевичьего монастыря, в доме №101 по Забалканскому проспекту в семье владельца сургучного завода Александра Ивановича Лелянова, родилась девочка, получившая в Святом Крещении имя Лидия. Крестили будущую святую в Воскресенском храме Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря.
В шестнадцать лет девушку поразил тяжелый недуг – болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии, которую она заканчивала, Лидию привезли в инвалидной коляске.

Не помогли долгие курсы лечения, в том числе и за границей. Болезнь продолжала неумолимо отнимать у девушки телесное здравие: у нее стали сохнуть руки и ноги, все тело ссыхалось и уменьшалось в размере. По воспоминаниям современников, никакое лечение не помогало. Она не стала владеть ногами и всегда вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная страшная боль во всех тканях. Постепенно и руки ей отказали, и все тело ссохлось. Только голова и лицо оставались без всякого изменения. Лицо оставалось благообразным и светлым.

Как отмечал первый составитель жизнеописаний многих новомучеников и исповедников Российских, в том числе, и м. Марии, протопресвитер Михаил Польский, «оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние».


Гатчинская подвижница

После того, как Лидия полностью потеряла подвижность, она, по совету врачей, вместе с сестрой и матерью переселилась в императорский пригород – Гатчину, где жил её старший брат Владимир. Этому городу, основанному императором Павлом, суждено было стать местом монашеского и исповеднического подвига преподобномученицы Марии Гатчинской.

Зеленому двухэтажному деревянному дому в центре Гатчины, неподалеку от Гатчинского Павловского собора, суждено было на два десятилетия стать местом паломничества сотен людей, ехавших в Гатчину с одной целью: посетить смиренную страдалицу, чтобы от нее получить утешение и духовный совет. Среди посетителей матери Марии были люди всех сословий и положений: простые крестьяне и мещане, бывшие генералы, священнослужители, монашествующие, и даже архиереи.

На стенах большой комнаты, которая служила приемной и прилегала к келье м. Марии, можно было увидеть фотографии священномученика митрополита Вениамина Петроградского и митрополита Иосифа (Петровых). Владыка Вениамин написал на своей фотографии: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного». Владыка Иосиф оставил на своей фотографии большую выписку из своего духовного дневника «В объятьях Отчих».

Дом м.Марии (справа). Фото 1942 г.
Святая мать Мария

Именно по благословению священномученика Вениамина раба Божия Лидия была пострижена в монахини с наречением имени Мария в честь прп. Марии Египетской. Ровно десять лет после принятия ангельского чина продолжалось благословенное Господом служение матери Марии. Руками она не владела совершенно, но на мантии ее всегда лежали четки. Многие посещали Матушку…и пользовались ее советами, мудрыми, полными нежной любви к каждому наставлениями. «Мать Мария пользовалась большой известностью, к ней приходила масса народу, особенно из окружающих деревень», – вспоминает современница. Вдова вице-адмирала Сильман на следствии показала: «Живу я в г. Красногвардейске [Гатчине] 25-26 лет, за это время уже давно слышала, что в городе по ул. К. Маркса [Багговутовской] живет Мария, которая слыла в городе как исцелительница и святая. Нередко проходя по улице, меня останавливали прохожие и священники и спрашивали, где живет святая Мария». Таких свидетельств в следственном деле множество. Приходившие приносили деньги и продукты, а сестра матушки Юлия Александровна раздавала их нуждающимся.


Священномученик Вениамин Петроградский с причтом и прихожанами Гатчинского собора. Фото до 1922 г.
Почитание м. Марии усиливалось с каждым годом. Ее имя постепенно сделалось известным далеко за пределами Гатчины. Как явствует из материалов следственного дела, фотографии подвижницы «распространялись по всему СССР». Большая комната, примыкавшая к келье монахини Марии и служившая приемной, бывала полна приезжих. «Посещало м. Марию очень много народу, – показывала на следствии Александра Ивановна Анц, – служились у нее на квартире молебны и бывало духовенство. В городе она пользуется большой известностью и если она помолится, то после все сбывается. Поэтому к ней ходит народ и просят помолиться для того, чтобы исполнилось какое-либо желание».

Лишь в последние годы количество посетителей м. Марии уменьшилось, поскольку многие были арестованы, некоторые умерли. Но и тогда к матушке приходило по 5-10 человек в день.

Среди посетителей м. Марии были такие известные личности, как епископ Димитрий (Любимов), священномученик протоиерей Викторин Добронравов, священник Алексий Кибардин, м. Варсонофий, служивший в Федоровском соборе Царского Села, архимандит Лев (Егоров), его брат Гурий (будущий митрополит) и другие. Многие из посетителей м. Марии позже примут мученическую кончину. В непоколебимом стоянии за истину Христову и Его Церковь укрепляла этих исповедников и мучеников благодатная страдалица.


Петроградские сторонники митрополита Иосифа
Подвиг исповедничества

Большое влияние оказала личность м. Марии и на духовную атмосферу Гатчины 1920-х годов. Среди мрака воинствующего безбожия и нравственного растления появляется община девушек, чьи чистые души тянулись ко Господу и стремились выстраивать свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Таким образом, вокруг матери Марии создается православное сестричество, сестры которого занимались молитвой, чтением и изучением Священного Писания и делами милосердия.

Сестричество это называлось кружком почитания о. Иоанна Кронштадтского. Почитать память святого пастыря в то лютое время было большим дерзновением, но небесное заступничество святого хранило и укрепляло сестер в их благом делании. Основан кружок почитания был 11 сентября 1921 г. «Вокруг матери Марии, – вспоминала А. А. Епанчина, – сложились два «кружка» – большой и маленький, большой помогал в разных домашних делах, маленький – большей частью пел молебны… В малом кружке нас было примерно 16 девочек, руководил нами о. Иоанн Смолин, с которым мы много пели у матушки Марии, навещали больных, отпевали покойников… На Рождество и Пасху мы ходили… «славить» к жителям Гатчины, почитателям матушки Марии».

Духовник м.Марии протоиерей Иоанн Смолин
После кончины первого духовника м.Марии, известного миссионера и исповедника православной веры, протоиерея Иоанна Смолина, духовником матери Марии становится молодой батюшка о. Петр Белавский (1892-+1983). Отец Петр был рукоположен во священника священномучеником митрополитом Вениамином 19 декабря/1 января 1921 г. Таким образом, и он, и матушка Мария получили благословение на служение у этого святого архиерея. Светлый образ священномученика Вениамина являл им пример стойкости и непреклонности в отстаивании правды Божией, и вместе с тем, – молитвенности, смирения и любви к ближнему.



Протоиерей Петр Белавский

Духовное окормление отцом Петром матушки Марии и сестер Иоанновского кружка длилось без малого три года. Осенью 1929 г. он вместе с архиепископом Димитрием (Любимовым) был арестован в своем доме в Тайцах и затем отправлен в Соловки. С заключенным в Соловки о. Петром м. Мария поддерживала переписку. Она диктовала свои письма сестре Юлии. Одно из писем к о. Петру, пришедшее в Соловки, сохранилось.
Мученичество за Христа

Дочь о. Петра Белавского Ксения Петровна свидетельствует, что когда они с матерью Ксенией Васильевной и сестрой Александрой приходили к матери Марии, Ксения Васильевна предупреждала девочек, чтобы ни в коем случае они не сделали неосторожного движения: не толкнули кровать, на которой лежала мать Мария или не задели ее саму, так как любое прикосновение приносило ей тяжкие физические страдания. Это подтвердит и медицинское заключение, сделанное главврачом дома предварительного заключения…

18 февраля 1932 г. повсеместно прошли массовые аресты монашествующих. В Гатчине были арестованы сестры закрытого Нежадовского монастыря и сестры Покровского подворья Пятогорского Вохоновского женского монастыря. А на следующий день, в пятницу 19 февраля арестовали и мать Марию с сестрой Юлией Александровной. В постановлении на арест м. Марии прямо вменялось в вину исповедание веры: «Участвует на нелегальных сборищах, где читается евангелие, на которые приглашается местное население и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую пропаганду».

Как вспоминали современники, «мать Марию волокли со второго этажа их дома два чекиста, прямо по полу, несмотря на ее крики от боли, погрузили в грузовую машину и увезли в Ленинград».

Страдалицу привезли в больницу, которая находилась на Фонтанке и называлась больницей им. 25 октября (бывшая Александровская). На следующий день после ареста в больнице ДПЗ безпомощную монахиню подвергли осмотру. Главным врачом было подписано медицинское освидетельствование тяжелого заболевания м. Марии, в котором говорилось, что больная страдает «ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет, настолько в сильной форме, что находится в вынужденном лежачем положении на спине в течение всего времени своей болезни. В настоящее время она представляет из себя редкую уродливость и болезнь ее в данном состоянии неизлечима». Здесь же было отмечено, что больная нуждается в постоянном уходе не менее 2-х человек. Кроме того, главврач указал, что больная подлежит переводу в гражданскую больницу или в дом призрения… Но жестокий механизм не дал обратного хода…

Проходила м. Мария по делу «группы монашек Вохоновского, Нежадовского монастырей, Покровского подворья Пятогорского монастыря и Сергиевой пустыни». Монахине Марии было предъявлено стандартное обвинение по статье 58/10.

На самом же деле причиной ареста было огромное духовное и общественное значение матушки Марии. Она «была настолько популярна, что ее считают даже ясновидящей и предсказательницей… Слава ее святости была большая и далеко за пределами района».
Морг во дворе больницы 25-го Октября
22 марта 1932 года коллегия ОГПУ приговорила м.Марию к ссылке на три года в глухую провинцию, что было равносильно смертному приговору, потому что этого пути она выдержать бы не смогла.

Но Господь избавил мученицу от дальнейших страданий. Однажды тем, кто носил передачи для матери Марии, было объявлено: «Скончалась в госпитале». По сведениям из архива ЗАГСа, смерть последовала 17 апреля 1932 г. Последняя дата согласуется и с другими данными, например, записями современников м. Марии. Скончалась страдалица в больнице 2-го отделения дома предварительного заключения.

Честные останки блаженной страдалицы были выданы ее невестке. Похоронить тело матери Марии было велено без огласки. Погребение состоялось на Смоленском кладбище неподалеку от часовни Ксении Петербургской. С тех пор её смиренная могилка стала местом непрекращающегося паломничества верующих людей. Приходя поклониться блаженной Ксении, паломники потом шли на могилку и м.Марии.
Небесная слава

На протяжении нескольких лет Гатчинское благочиние вело тщательную исследовательскую работу, готовя материалы для прославления м.Марии Русской Православной Церковью на Родине. Это радостное событие произошло в день памяти Святых Царственных мучеников летом 2006 года, а весной следующего, 2007 года, состоялось обретение святых мощей м.Марии и их торжественное перенесение в Павловский собор г. Гатчины, где они пребывают и поныне.

С тех пор неуклонно растёт почитание мученицы, количество паломников к раке её святых мощей из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья, появляются свидетельства о новых чудесах благодатной помощи по молитвам преподобномученицы Марии Гатчинской. Ежегодный крестный ход в день памяти святой с её святыми мощами собирает многие сотни богомольцев, и этот праздник приобретает всё большее духовное значение в жизни Санкт-Петербургской епархии.

Смиренный образ матери Марии незримо предстоит пред нами, являя свет Христовой любви, пример безропотного терпения скорбей, веры и упования, а также полного самопожертвования в служении Богу и ближнему.
Виктор Васильев
Секретарь Комиссии по канонизации святых
Гатчинской епархии