"Благочинный - нелёгкое послушание..."
В 1990-х годах Гатчинское благочиние было самым большим по количеству храмов в Санкт-Петербургской епархии
Призывая помощь Божию
«Я и представить не мог, что стану настоятелем, тем более, что стану благочинным такого большого округа. Ведь быть благочинным, это не только почёт, но и огромная ответственность, немало трудов, словом, это совсем не лёгкое послушание», – говорит отец Владимир. И, рассказывая о том, как много храмов удалось открыть, добавляет: «Человеческие силы ограничены. И иногда казалось, что то или иное начинание трудно осуществимо. Но я благодарен Господу, который мне всегда помогал. Ведь если на то есть воля Божия, всё получается, стоит лишь приложить усилия».
1997 год принёс молодому священнику немало новых ответственных назначений: 1 февраля 1997 года Указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира он был назначен благочинным Гатчинского церковного округа, возведён в сан протоиерея, стал членом Епархиального Совета.

Чтобы читателям стала понятно, какой огромный объем работы лежит на плечах протоиерея Владимира Феера на протяжении уже не одного десятилетия, приведём справку о том, что входит в обязанности благочинного согласно церковному уставу.

Обязанности благочинного
В обязанности благочинного входит:

а) забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих,

б) наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди,

в) забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти,

г) попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов,

д) преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни,

е) устранение недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею,

ж) предварительное расследование церковных правонарушений по указанию епархиального архиерея,

з) ходатайство перед архиереем о награждении заслуживающих поощрения клириков и мирян,

и) внесение предложений правящему архиерею по заполнению вакантных должностей священников, диаконов, псаломщиков и регентов,

к) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей,

л) наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния,

м) забота о наличии при храмах всего необходимого для правильного совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства,

н) исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей.

Осуществляя свои обязанности, благочинный по крайней мере один раз в год посещает все приходы своего округа, проверяя богослужебную жизнь, внутреннее и внешнее состояние храмов и иных церковных построек, а также правильность ведения приходских дел и церковного архива, знакомясь с религиозно-нравственным состоянием верующих. По указанию Епархиального архиерея, по просьбе настоятеля, Приходского совета или Приходского собрания благочинный может проводить заседания Приходского собрания.

С благословения епархиального архиерея благочинный может созывать священников на братские совещания для рассмотрения общих для благочиния церковных нужд.

Ежегодно благочинный представляет епархиальному архиерею отчет о состоянии благочиния и о своей работе по установленной форме.

Этот список говорит сам за себя. А внутреннее устроение отца Владимира, его любовь к добросовестности и порядку, каждый из этих пунктов сделали его личным уставом служения на новом поприще.

Очень трудно, бросая взгляд на всё, что происходит в жизни человека, а тем более, благочинного, за четверть века, сразу выделить какие-то особенные, главные события. Открытие маленького храма на удалённом приходе значит порой ничуть не меньше, чем нечто громкое, получившее освещение в многочисленных СМИ. И все-таки, есть духовные события, которые становятся важными для многих тысяч людей на десятки, а может быть даже, и сотни лет. Они становятся частью истории нашей Церкви, нашего края и страны. И не всякому священнослужителю выпадает на долю то, что выпало отцу Владимиру Фееру.

По милости Божией, ему довелось принимать непосредственное участие и возглавлять такие дела, которые можно, без преувеличения, назвать историческими: восстановление традиционного крестного хода в честь Гатчинских святынь, прославление в лике святых двух великих подвижников веры Христовой в эпоху гонений…
Епархиальный совет Санкт-Петербургской епархии во главе с митрополитом Владимиром (Котляровым)
«Когда я приехал в Гатчину, – вспоминает благочинный, – сразу пошел в храм апостола Павла. Замечательно, что здесь служили маститые протоиереи. И здорово, что меня сразу взяли чтецом в алтарь.

В Гатчину я попал, потому что женился. Ей было 18, мне 20, я работал, она училась. Жена была из Гатчины, но я не представлял, что это за город. Это промысел Божий, что попал в Гатчину по женитьбе, и в такой прекрасный храм.

В то время отец Иоанн Кондрашов был духовником епархии и благочинным Гатчинского округа. Я с ним ездил по приходам, участвовал в службах в Рождествено, Вырице, Мариенбурге, Сусанино. Так что и храмы, и опытные и зрелые священники благочиния – отец Алексей Коровин в Вырице, отец Василий Бутыло в Сусанино, отец Владимир Ноздрачёв в Рождествено – мне были знакомы задолго до того, как меня назначили благочинным. В селе Воскресенское я ,будучи ещё просто священником, освящал место под строительство церкви Воскресения Христова, меня тогда благочинный попросил освятить. А затем я помогал строить венцы, кресты жертвовал, был председателем приходского совета, забот было много. Это первый из новопостроенных храмов благочиния. Он мне очень дорог. А первым храмом, который я восстанавливал, была заброшенная часовня в Куровицах".



"Обязанностей у благочинного много. - продолжает о.Владимир, - И одна из самых сложных и значимых – нужно готовить кадры. Традиции православной жизни, слава Богу, восстанавливаются. А согласно им, в селе храм – это центр жизни, батюшку знают практически все жители, и фигура его очень важна. Открылся новый храм в Бегуницах – попросил отправить туда настоятелем священника из Рождествено о.Леонида. В Вырице отец Алексей Коровин скончался, митрополит обратился ко мне с вопросом, кого рекомендовать? Я предложил о.Георгия Преображенского. Многие из тех, кто сейчас служит в районном благочинии – священники, настоятели, руководители приходских советов – не побоюсь сказать, мои ставленники, и отношения до сих пор мы поддерживаем самые хорошие: приглашаю их на праздничные торжественные службы, Крестный ход, День ангела, и они меня приглашают.

Этот период, который связан со службой благочинным Гатчинского районного благочиния, вспоминаю с теплом и благодарностью Богу – за то, что Он дал мне возможность внести свою лепту в восстановление прекрасных храмов с богатой историей и строительство новых на местах, важных для сегодняшней жизни и памяти народной».
Расскажем о храмах благочиния, куда в 1997 году был назначен о. Владимир, подробнее, ведь каждый из них – это страница, из которых складывается многотомная книга истории Отечества.
Благочиние в 1997 году
Расскажем о храмах благочиния, куда в 1997 году был назначен о. Владимир, подробнее, ведь каждый из них – это страница, из которых складывается многотомная книга истории Отечества.
Покровский собор г. Гатчины

Проектировал церковь Покрова Божией Матери на подворье Вохоновского Пятогорского женского монастыря в Гатчине главный архитектор города Л. М. Харламов, назначенный на эту должность в 1902 году. Одной из первых известных его построек в Гатчине считается церковноприходская школа возле Павловского собора. Собор планировали возвести на Гатчинском подворье Пятогорского монастыря, игумении которого Аполлонии было поручено создать и возглавить Строительную комиссию. Место под храм и подворье было пожертвовано гатчинским купцом Козьмой Карповичем Карповым. В июне 1905 года постройка храма получила официальное разрешение. Официальная закладка храма состоялась 3 июня 1907 года, когда строение было возведено «повыше фундамента». Все работы по внешнему убранству храма были завершены уже через три года, в апреле 1910 г. Духовный подвиг игумении Аполлонии, строителя собора Козьмы Карповича Карпова и труды архитектора Леонида Михайловича Харламова трудно переоценить. Каждый из них все десять лет строительства Покровского собора трудился с огромным напряжением духовных и физических сил. 8 и 9 октября1914 года состоялось освящение главного престола в честь Покрова Божьей Матери и правого придела храма в честь св. блг. Кн.Александра Невского. Левый придел во имя Николая Чудотворца освятили 7 декабря 1914 года.

Покровский собор был закрыт в 1938 году. Ненадолго храм открывался для богослужений во время Великой Отечественной войны, а после войны доступ верующих в собор опять был прекращен. Только в 1990 году вернули собор Православной общине, а в 1991-м в нём состоялось первое богослужение.

Через шесть лет после возвращения собора, в его подвальной части был устроен нижний храм в честь св. Иоанна Кронштадтского. Сейчас Покровский собор благодаря трудам его настоятеля и духовника Гатчинской епархии протоиерея Михаила Юримского, а также его многочисленных помощников, полностью восстановлен и поражает своим благолепием.

Фото прот.Владимира Феера из альбома "Храмы Санкт-Петербургской епархии"
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге

Поселок Мариенбург расположен на окраине современной Гатчины. История церкви Покрова Божией Матери в Мариенбурге связана с бывшей Егерской слободой, которая появилась на южном берегу речки Колпинки в 1858 году. Здесь жили егеря царской охоты, но, так как их было не очень много (около 60 семей), то, несмотря на удалённость слободы от Гатчины, в Мариенбурге почти треть века не было ни своей церкви, ни даже часовни.

В 1882 году придворное ведомство принялось хлопотать о постройке для егерей храма. Его проект поручили составить в том же году видному зодчему академику Д.И. Гримму, представителю «византийского» стиля в русской архитектуре прошлого века. Строительство началось в 1885 году. В конце 1887 года все строительные работы были по плану завершены. Внутреннее убранство храма выполнено академиком А.И. Корзухиным и знаменитым маринистом А.П. Боголюбовым. В 1888 г. через месяц после чудесного спасения императорской семьи при крушении поезда у ст. Борки состоялось освящение в Высочайшем присутствии «церкви Покрова Пресвятой Богородицы при Императорской охоте в Егерской слободе». Главный придел храма – во имя Покрова был торжественно освящён 8 октября 1914 г. епископом Нарвским Геннадием (Туберозовым). Южный придел – во имя святого Александра Невского освятил 9 октября 1914 г. благочинный монастырей архимандрит Макарий (Воскресенский), а северный – во имя Николая Чудотворца был освящён им же 7 декабря 1914 года.

С закрытием храма в 1932 году всё его богатейшее убранство разграбили и уничтожили. Казалось, навсегда замолк колокольный звон, почти полвека звучащий над слободой. Но вот грянула война, и осенью 1941 года немецкие войска уже стояли под Ленинградом. Как известно, сами немцы церквей не открывали, но и не возражали, если к ним жители обращались с подобной просьбой. Такая просьба к оккупационным властям Гатчины поступила в 1942 году (вероятно, весной), и Покровский храм был вновь открыт и уже не закрывался властями.

После проведённого в храме ремонта, Покровская церковь вновь торжественно освящена 14 января 1952 году. Одна из самых почитаемых святынь Покровского храма – чтимый образ Божией Матери «Взыскание погибших», связанный с Императорской Фамилией. Традиционно, на протяжении уже многих лет, благочинный приезжает в Мариенбургский храм, чтобы послужить у этой благодатной иконы Царицы Небесной.

Фото прот.Владимира Феера из альбома "Храмы Санкт-Петербургской епархии"
Церковь Казанской иконы Божией Матери в пос. Вырица

Накануне торжества в честь 300-летия Дома Романовых, в Российской империи строилось много храмов. Вырицкий храм в отличие от многих возводившихся в это время по типовым проектам церквей, решено было выстроить в стиле древнерусского деревянного зодчества XVI–XVII веков, обращенного к идеалам Святой Руси. На конкурс было представлено пять проектов храма. Большинство голосов получил проект архитектора В. Р. Опышкова и М. В. Красовского.

Торжественная закладка церкви состоялась 14 июля 1913 года. Через год в храме было освящено два придела: центральный придел в честь Казанской иконы Божией Матери, боковой – в честь святителя Николая Чудотворца. Надо отметить, что большинство икон, церковная утварь, облачения в храм были пожертвованы, что говорит об особой народной любви к новой церкви.

В 1918 году, когда богослужения стали совершаться не только в летнее, но и в зимнее время, настоятель протоиерей Порфирий Десницкий оборудовал в крипте храма церковь в честь прп. Серафима Саровского. В 1932 году в Вырице неподалеку от Казанского храма поселился прп. старец Серафим и всех, притекавших к нему, посылал помолиться в храм, на погосте которого он упокоился в 1949 году.

Три года в вырицком Казанском храме не звучала молитва – в 1938 году он был переоборудован под клуб Общества содействия обороне (Осоавиахим). Богослужения возобновились осенью 1941 года. С того времени и до сего дня, несмотря на упорные попытки закрыть храм в годы хрущевских гонений, в церкви Казанской иконы Божией Матери в Вырице не прекращается молитва, бережно сохраняется все, что касается ее истории.

Святых апостолов Петра и Павла в пос. Вырица

В дачном поселке Вырица, недалеко от железнодорожного переезда, стоит храм святых апостолов Петра и Павла, построенный в 1908 году на пожертвования местных дачников.

Храм святых апостолов Петра и Павла строился по проекту архитектора Н. И. Котовича. Соорудить его решено было в память чудесного спасения Царской семьи во время крушения поезда в Борках (в 1888г.). Храм полностью возводился на народные деньги, местные жители жертвовали иконы, убранство и колокола.

После революции Петропавловский храм в Вырице стал оплотом «староцерковников» или «иосифлян», выступавших против компромисса с советской властью. В 1939 году Петропавловский храм был закрыт, в здании по тогдашней традиции устроили «просветительское учреждение» – сельский клуб, но посещали его жители неохотно, и уже накануне войны в бывшей церкви разместили военкомат.

Богослужения в храме свв. апп. Петра и Павла возобновились благодаря Псковской Духовной миссии в 1941 году. Во время боевых действий церковь сильно пострадала, но после войны была восстановлена, капитальный ремонт в здании проведен уже в наше время.

И сейчас храм радует паломников и прихожан общей светлой атмосферой своего убранства и святынями – намоленными иконами и кивотом с многочисленными частицами мощей святых.

Фото прот.Владимира Феера
Храм св. прав. Иоанна Кронштадтского

Эта небольшая деревянная церковь на территории Петропавловского храма в Вырице была возведена усилиями прихода, когда выяснилось, что отпраздновавший свое столетие, храм свв. апп. Петра и Павла требует капитального ремонта. В построенную церковь была передана святыня – епитрахиль св. пр. Иоанна Кронштадского и многочисленные старинные намоленные иконы.

Постоянное богослужение в храме св. пр. Иоанна проводилось на протяжении 5 лет, пока был закрыт большой храм. В настоящее время богослужения совершаются в дни памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в пос. Сиверский

В 70 км от Петербурга есть замечательное по красоте пейзажей место, поселок Сиверский, ранее называвшийся Сиверской деревней, Русской Швейцарией и дачной столицей России. В 1895 году здесь покупает участок Общество вспоможения бедным прихода Покровской церкви в Санкт-Петербурге , после чего начинается строительство двухэтажного дома для содержания 50 детей-сирот с ослабленным здоровьем а также служебных и хозяйственных построек. За два года строительство было успешно завершено и в распоряжение детей приюта поступило прекрасное здание со спальными и учебными комнатами, библиотекой и кухнями, с домовой церковью на втором этаже. 9 июля 1897 года, в день празднования Тихвинской иконы Божьей Матери, храм был торжественно освящен при стечении множества дачников и местного населения. А в 1910 году храм приюта становится приходским, с тех пор он относится к Орлинскому приходу Преображения Господня. В Тихвинском храме богослужения не прекращались даже в богоборческое время. В 1944 году сюда, после того как закрыли Троицкую церковь, вскоре после освобождения Сиверской от немцев, перенесли церковный иконостас и чтимые святыни. В церкви Тихвинской иконы Божией Матери в начале 50-х годов был открыт Троицкий придел, и бывшие прихожане Троицкого храма вновь смогли поклониться спасенным духовным реликвиям.

Ныне, как и прежде, в храме совершаются службы, совершаются крещения и венчания, освящаются куличи и святая вода, напутствуют в жизнь молодых и провожают в последний путь усопших.

Часовни, приписанные к храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери

Большевская часовня в честь Покрова Божией Матери была построена стараниями местных крестьян в 1888 году. В настоящее время богослужения в часовне совершаются один раз в году – на праздник Покрова Божией Матери и по просьбе местных жителей изредка совершаются молебны.

На другом берегу реки Оредеж в деревне Межно стараниями местных жителей в 2008 году была возведена, по образцу прежней, новая часовня. Утраченная часовня была воздвигнута по обету в конце 18 столетия в честь покровителей скота свв. Флора и Лавра после очередного падежа лошадей в крестьянских хозяйствах. В часовне в честь Казанской иконы Божией Матери в Куровицах так же, как и в двух вышеназванных часовнях служение совершают священники Тихвинского сиверского храма.

Фото прот.Владимира Феера из альбома "Храмы Санкт-Петербургской епархии"
Петро-Павловская церковь в пос. Сиверский

В 1888 году местный дачевладелец, статский советник и известный в округе врач Василий Тимофеевич Никитин пожертвовал на строительство Сиверского храма участок земли, лес и некоторую часть денег. В июле 1888 года состоялось общее собрание местных жителей и дачников, на котором был образован церковно-строительный Комитет под председательством барона В.Б. Фредерикса. Вскоре состоялась закладка храма.
Петербургский архитектор Петр Петрович Самсонов безвозмездно составил проект и лично наблюдал за постройкой.
25 июня 1889 года первая Сиверская церковь была торжественно освящена протоиереем Александром Желобовским. В этот день о. Александру сослужили 14 священнослужителей Санкт-Петербургской епархии.

Официально храм был закрыт 6 июня 1941 года. Осенью того же года, во время немецкой оккупации, благодаря активной деятельности настоятеля Переображенской церкви в Сиверской, члена Псковской Православной Миссии прот. Николая Шенрока (1888-1965), в храме свв .апп. Петра и Павла возобновились богослужения.

Часовня в честь Святой Троицы в пос. Сиверский

2009 году стараниями прихожан храма была восстановлена Троицкая часовня на Дружносельском кладбище. Кладбище это возникло в начале ХХ века, на участке земли в конце Петровского (ныне Пролетарского) проспекта в поселке Сиверский. Часовня была построена в 1913 году, восстановлена по новому оригинальному проекту.

Фото прот.Владимира Феера из альбома "Храмы Санкт-Петербургской епархии"
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рождествено

Село Рождествено,в 35 километрах от Гатчины – место старинное. Первые упоминания о поселении на берегу реки Оредеж относятся к 15 веку. В 1713 году здесь строится деревянная церковь Рождества Богородицы – и с тех пор деревня Большая Грязна именуется селом Рождествено. Богослужения в храме совершались до 1785 года, когда была построена новая церковь в средине села. В 1812 году церковь перестроили в часовню и она действовала на старом рождественском кладбище до 1926 года.

В начале семидесятых годов XIX века село покупает русский купец, золотопромышленник Иван Васильевич Рукавишников. На его пожертвования в Рождествено строится новая церковь Рождества Богородицы, освященная в 1883 г. позднее у ее стен была сооружена фамильная усыпальница Рукавишниковых.

Новый храм в «византийском стиле» был построен архитектором И. И. Булановым и освящен 9 сентября 1883 года. Храм имеет три престола: центральный – во имя Рождества Пресвятой Богородицы, северный – во имя свт. Николая Чудотворца, южный – во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В 1937 году храм был закрыт. В 1941 году по просьбе местного населения немцы, оккупировавшие село, открыли церковь в Рождествено для молитвы и освободили из концлагеря священника Сергия Сапунова. С тех пор храм милостию Божией не закрывался.

В 1982 году на приход назначен протоиерей Владимир Ноздрачев, его стараниями храм был приведен в надлежащее состояние и собрал в своих стенах дружный приход. 11 октября 2011 г. настоятелем храма назначен иерей Олег Яковлев.

24 июля 2016 года в Рождествено, на реке Грязне, состоялось торжественное освящение часовни во имя иконы Божией Матери "Живоносный Источник" и расположенной прямо под часовней купальни.

Именно здесь в конце XV века находился центр новгородского Николо-Грязневского погоста Водской пятины Великого Новгорода и стояла церковь святого Николая Чудотворца, которая, по легенде, ушла под землю в годы шведской оккупациии в XVI веке.

Идея создания купели в селе Рождествено принадлежит настоятелю храма Рождества Пресвятой Богородицы в с.Рождествено протоиерею Олегу Яковлеву. Автор проекта часовни и купели – А.А.Сёмочкин

Преображения Господня в селе Орлино

История красивого села на берегу озера Орлино, расположенного в 45 километрах от Гатчины, в живописном месте, насчитывает около шести веков со времени первого упоминания. Документы сохранили имена помещиков, которым село принадлежало с 18 века. Один из них, Яков Андреевич Мельницкий, воздвиг в Орлино в 1747 году деревянную церковь Преображения Господня. В 1803 году владелицей обширной вотчины, в которой числилось 280 душ крепостных крестьян мужского пола, становятся фрейлина императорского Двора Анна Степановна Протасова. Она была любимой фрейлиной государыни Екатерины Великой, сумела сохранить свое положение и при Дворе императора Павла I и его супруги Марии Федоровны, а уже в преклонном возрасте снискала сердечную дружбу супруги Александра I императрицы Елизаветы Алексеевны. Государыня почтила своим присутствием церемонию закладки первого камня в основание новой церкви и 23 августа 1809 года присутствовала на освящении новой каменной церкви Преображения Господня. В свое время Государыня пожертвовала значительную сумму денег на возведение Преображенского храма в Орлино.

Храм после революции не закрыли, но конфисковали все драгоценные предметы. 6 декабря 1939 года было принято постановление о закрытии храма. С церкви сняли кресты, колокола, иконостас разобрали на дрова. Перед войной в церкви открыли клуб. Во время войны, в числе многих храмов, находящихся на территории Псковской духовной миссии, Спасо-Преображенский храм в Орлино был открыт и, по воспоминаниям старожилов, собирал очень много молящихся . После войны Орлинскую церковь вновь закрыли, но прихожане еще долго сражались за то, чтобы богослужения в любимом храме возобновились. 19 августа 1990 года, в день престольного праздника, после долгого перерыва был отслужен молебен. И началось восстановление поруганной святыни. Ныне Орлинская церковь полностью восстановлена.

К Спасо-Преображенскому храму в Орлино приписаны часовни: в деревне Заозерье и в деревне Остров.

Никольская часовня в деревне Остров, по преданию, была построена при графе Строганове, который особенно заботился о духовном просвещении местного населения. За годы советской власти часовня пришла в запустение, в недавнее время стараниями местных жителей восстановлен не только внешний вид, но и трогательно –умилительно обустроили интерьер часовни. Тут немало икон «народного письма», которые заставляют вспомнить крестьянское патриархальное прошлое этих мест.

Часовня Косьмы и Дамиана в деревне Заозерье связана с таинственным поверьем. Местные жители рассказывали о том, что неподалеку от деревни в лесу по дороге к Дивенской стоял до революции «сокровенный скиток». В то время, когда разоряли монастыри, небольшую часовню из этого скита перевезли на берег Орлинского озера в деревню, стоящую на другом берегу напротив Преображенского храма. Перевезли и иконы, и утварь. По воспоминаниям старожилов, убранство часовни сохранялось в неприкосновенности до 1960-х годов, потом все было разграблено. И только в конце 1990-х годов один из местных жителей восстановил старую часовню. При этом просьбу о восстановлении святыни он услышал во сне. Ему явился неведомый старец, который сказал: «Вот ты тут мимо ездишь, а часовня падает». Сейчас в часовне царит удивительно благодатная атмосфера. А рядом с ней стоит крест, под которым похоронены две местные жительницы, убитые в военные годы.

Фото прот.Владимира Феера из альбома "Храмы Санкт-Петербургской епархии"
Церковь Святителя Николая Чудотворца в пос. Белогорка

История усадьбы Белогорка, (поселок входит в состав Сиверского городского поселения Гатчинского района), начинается с 1796 года, когда Павел I пожаловал эти земли генералу Л. Малютину, который вскоре продал их часть предводителю дворянства Царскосельского уезда Ф. Ф. Белю. В то время усадьба носила название Горка, а после смерти владельца стала называться Белягорка.

В 1897 году Александр Григорьевич Елисеев – представитель знаменитой купеческой династии и торговой фирмы Елисеевых – приобрел Белогорку с торгов на аукционе для своей единственной дочери Лизоньки. Первым делом на окраине парка возводится каменный храм, получивший посвящение в честь свт. Николая – в память о первом супруге владелицы усадьбы.

Храм свт. Николая был возведен в 1904-1906 годах по проекту петербургского архитектора С. И Овсянникова. Стоит храм на высоком живописном берегу реки Оредеж в окружении старинного парка XVIII века. В целом храм производил впечатление искусной стилизации под русскую старину: кокошники, закомары, скаты, пузатые декорированные столбики, – архитектурные детали, которыми пользовались строители древних псковских храмов, – напоминали о любви семейства Елисеевых (как и многих других купеческих семейств) ко всему исконно русскому. Богослужения проводились до 1936 года, затем храм был закрыт и использован под сельскохозяйственный склад. В 1993 году полуразрушенное здание было передано православному приходу пос. Белогорка, к настоящему времени и внешнее и внутреннее убранство храма радует праздничной красотой.

Святых апостолов Петра и Павла в пос.Карташевская

Дачный посёлок Карташевская возник в начале XX века в связи с развитием дачных местностей вдоль полотна Варшавской железной дороги

Храм был спроектирован тем же архитектором, который строил храм свв.апп.Петра и Павла в Вырице – Н.И.Котовичем. Его освящение совпало с годовщиной празднования 300-летия Дома Романовых в 1913 году. Перед самой войной храм был закрыт, в нем открыли поселковый клуб, в 1942 году богослужения в храме возобновились. После войны прихожанам не удалось отстоять свою церковь, и в 1945 году в стенах храма снова был открыт клуб.

В 1995 году стараниями и молитвами православных жителей поселка здание вернули верующим. В 2006 году возрожденная церковь сгорела дотла. К настоящему времени восстанавливаемый храм уже подведен под крышу. За основу проекта взята новгородская архитектура XV-XVI века. Когда храм в Карташевке будет построен, он станет одним из самых красивых на Гатчинской земле.

Еще до того, как случился пожар в старом Никольском храме, была начата стройка нового храма Успения Божией Матери в деревне Кобрино. Церковь ныне радушна открыта для всякого, кто проезжает по трассе от Санкт-Петербурга к Сиверской.

Фото прот.Владимира Феера из альбома "Храмы Санкт-Петербургской епархии"
Церковь Святителя Алексия, митрополита Московского в поселке Тайцы

В 1905 году на собрании дачевладельцев в пос. Тайцы было решено построить церковь в честь рождения наследника престола цесаревича Алексея. В 1905-1906 годах построена деревянная церковь в честь Святителя Алексия, митрополита Московского (архитектор А.В. Ольховский). В 1921 году церковь была закрыта, в 1923 году разобрана, перенесена на Таицкое кладбище и освящена во имя Свят. Николая. В 1934 году уничтожена.

Прошедшие в 1913 году торжества по случаю 300-летия Царствования Дома Романовых послужили толчком к строительству нового каменного храма. Проект церкви, рассчитанной на 1000 человек, выдержанный в древнерусском стиле с необычным шлемовидным куполом, разработал известный петербургский архитектор И. В. Экскузович. К началу 1916 года постройка храма была вчерне завершена и на него подняты кресты.

11 мая 1939 года по постановлению того же Леноблисполкома последняя Таицкая церковь закрывается. В августе 1941 года, когда в Тайцы вошли немецкие части, было дано разрешение на проведение богослужений в храме свт.Алексия, однако уже в 1943 году храм вновь был закрыт.

Богослужения в церкви возобновились с января 1991 года. Ныне храм вновь предстал во всем своем былом великолепии – восстановлены купол и боковые главки, очищены и побелены стены, сводчатый потолок украшает массивное вызолоченное паникадило, а центральный придел – новый четырехъярусный иконостас.

Фото прот.Владимира Феера из альбома "Храмы Санкт-Петербургской епархии"
Церковь Казанской иконы Божией Матери в пос. Сусанино

Возведение храма Казанской иконы Божией Матери в дачном поселке Сусанино началось в 1908 году. Проект разработал Санкт-Петербургский архитектор Б.Н. Басин. Освящение нового храма состоялось в начале сентября 1910 года. К новой церкви относилась и располагавшаяся рядом деревянная часовенка. Церковь у прихожан пользовалась очень большой популярностью, а потому двери храма практически никогда не закрывались.

В 1939 году Казанский храм в Сусанино был закрыт, купол демонтирован, колокольня разобрана на кирпичи. Во время немецкой оккупации, местные жители обратились к немецким властям с просьбой разрешить открыть церковь. В 1941 году 22 октября храм открывается для молитвы.



Людмила Ильюнина
Православная писательница
Галина Елфимова
Член Союза журналистов России